Блог

Шёпотом о войне

Полковник Кантуэлл прошёл все войны XX века и, наконец, нашёл свою любовь в Венеции
Павел Дмитриев Павел Дмитриев 02 апреля, 16:00

Лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий Эрнест Хемингуэй лучше всего писал о войне и любви. Но даже после одного из главных романов первой половины XX века «Прощай, оружие!» европейцы вновь выбрали войну. Через пять лет после окончания Второй мировой войны писатель снова написал и о войне, и о любви. И войне в этой книге уделено немного места: любовь всё-таки будет поважнее.

Книга
«За рекой, в тени деревьев» Эрнеста Хэмингуэя

Год издания
1950

Место действия
Венеция

Время действия
После Второй мировой войны

Стоимость
Более 200 рублей

Военный Хемингуэй

Полковник Ричард Кантуэлл в последний раз приезжает в Венецию. Он прошёл все войны века, защищал город от фрицев, скоро ему умирать, и он едет попрощаться с Венецией и своей последней любовью. Ещё он пообещал настрелять уток для маленького ресторанчика, подарить двигатель лодочнику. И надо бы не меньше сотни раз сказать «дочке», что он её любит.

Эрнест Хемингуэй хоть и написал одну из главных антивоенных книг XX века, от войны не прятался никогда. Он уехал добровольцем в Италию во время Первой мировой войны, был в окопах Испании во время Гражданской войны 1930-х годов, где познакомился с Экзюпери, бомбил фашистскую Германию, возглавлял партизанский отряд во Франции. Но войну за всё это время он так и не полюбил.

Из Торчелло в Венецию

На Севере итальянского «сапога» есть островок под названием Торчелло. Там жили люди, согнанные вестготами с материка. Когда лагуна заилела и превратилась в болото, а жители стали умирать от малярии, они разобрали дома на камни, погрузились на барки и основали Венецию: город, который можно было оборонять и с суши, и с моря, потому что у вестготов не было кораблей.

В XX веке этот уже легендарный город оборонять стало почти невозможно. Если удерживать старое русло Пьяве, в тылу остаётся Силе, за которую можно отступить. За Силе остаётся голая как плешь равнина с прекрасной дорогой прямиком на Венецию. Австрийцы атаковали снова и снова, трупы убитых уже не убирали, а просто скидывали в канал. Это было Первая мировая война, которая Европу не научила ничему. Поэтому американскому полковнику Кантуэллу пришлось продолжить карьеру военного. Грязное это дело.

Американец - не лучше немца

Но полковник не зря оборонял Венецию. Наконец, войны окончены, Кантуэлл полюбил, и его полюбила прекрасная Рената. Настало время для того, чтобы плыть в гондоле по прекрасному городу с девушкой, пить сухое мартини и организовать Тайный Орден. Врачи говорят, что у него отменное здоровье: у полковника уже было два сердечных приступа, третьего он не переживёт.

«За рекой, в тени деревьев» - роман о любви, но о любви обречённой. Истерзанный войнами полковник, откровенно говоря, не пара красавице Ренате, это встреча прошлого и будущего Европы. Но Хемингуэй совсем не зол на прошлое. У него, как и у почти всех антивоенных писателей, полковник не плох, и не хорош. И то, что он воевал против немцев, не делает его лучше фрицев. Враги не превратились для него в нелюдей, которых нужно отстреливать. И хотя бы под конец жизни полковник, наконец, нашёл то, что сделает его лучше – любовь.

За рекой, в тени деревьев

Рассказы о войне у старика Хемингуэя приходится вытаскивать «клещами». Он быстро расскажет вам про ужасный лес, где пуля делает солдата инвалидом на всю жизнь, но расскажет «про себя», когда вы спите: в 1950-м году хватит уже говорить о войне: есть же любовь! Но Хемингуэй и его полковник не глупы. Над Европой опять спускалась тень новых диктаторов Восточной Европы, новых локальных войн и новых смертей.

От войны не спрячешься в Венеции. Зато можно там, за рекой, в тени деревьев.

Просмотров:  1679
Оценок:  1
Средний балл:  10