Статья опубликована в №32 (804) от 24 августа-30 августа 2016
Город

Сорняк

Вложения федерального бюджета в «Интурист» заметно «удобрили» участок земли в центре Пскова. Удорожанием земель предсказуемо воспользовались застройщики
Алёна Погорелая Алёна Погорелая 23 августа 2016, 19:26
Сорняк

И слышит
      шепот гордый
вода
  и под
    и над:
«Через четыре
         года
здесь
  будет
    город-сад!»
Владимир Маяковский. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»

На месте недостроенной профсоюзной гостиницы в Пскове около Дома Батова несколько псковских фирм намерены построить жилой шестиэтажный дом. Общественники и искусствоведы твердят, что новострой закроет фасад памятника архитектуры и будет «неуместен» на Ольгинской набережной, но специалистов из общества охраны памятников сейчас никто не слушает – более удобного варианта скооперироваться с федеральными деньгами на «Интурист» может не представиться. Что ещё нужно в городе, где застройщики за последние годы победили всех. Даже власть.

Наше время, среднефиговье

Долгострои на Ольгинской набережной стояли давно и прочно. У гостиниц менялись собственники, арендаторы, проекты и сроки сдачи. Стройка «Туриста» началась в 1971 году под эгидой областного совета по туризму и экскурсиям. Гостиницу на 500 мест тогда собирались построить на деньги профсоюзов. Ближе к 90-м стройка встала, здание неоднократно перепродавалось, но ни один из собственников так и не смог его довести до ума.

Последним из них стало ЗАО «Результат». И результат получился странный: ЗАО получило иск о самовольном строительстве от регионального комитета по имущественным отношениям и требование освободить земельный участок от постройки.

Теперь, когда «Интурист» планирует быть студенческим кампусом университета и получил федеральное финансирование, соседнее с ним здание «Туриста» под это дело тоже решили привести в соответствие. Всё то же ЗАО «Результат». На месте долгостроя должна появиться шестиэтажка, которая по бумагам прошла согласование даже в Министерстве культуры. На деле оказывается, что у проекта реконструкции объекта незавершенного строительства на Ольгинской набережной, 5а уже есть недостатки: неоригинальный фасад, например, который будет закрывать молельню Дома Батова.

На заседании попечительского совета ПсковГУ 14 июля генеральный директор группы компаний «ЛУГ», депутат Псковского областного Собрания Ян Лузин заявил, что рядом с «Интуристом» появится жилое шестиэтажное здание, которое, по его словам, будет представлять единый архитектурный ансамбль со студенческим кампусом».

О том, что студенческий городок - личный проект теперь уже бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, упоминалось не раз. Деньги в регион, кстати, определили аккурат перед его отставкой, и в таких условиях однозначной уверенности, что все финансовые обязательства будут выполнены, нет.

16 августа на сайте ПсковГУ появилось сообщение, что в Министерстве образования подписан приказ выделить ПсковГУ 436 миллионов рублей (ранее за 230 миллионов его выкупили у собственника). Эти деньги должны быть потрачены на проектные работы и реконструкцию «Интуриста». 19 августа Ливанова отставили и перевели в должность спецпредставителя Путина по торгово-экономическим связям с Украиной.

Кто и сколько получит за выступление этого «архитектурного ансамбля», теперь остается только догадываться. По словам Лузина, по проекту его шестиэтажки уже прошли все слушания. А директор института «Псковгражданпроект» Аркадий Гинделес на встрече в вузе даже упомянул Градостроительный совет.

Позже тот же Гинделес на прямой вопрос о проекте отвечать отказался: мол, нет отмашки. «Объект-то хороший, но без одобрения заказчика не будем комментировать. Это частный заказ», - заключил он.

Частный? Много ли частных проектов обсуждается на попечительских советах университета и градсоветах Пскова?

Фирма Лузина тоже пошла на попятную: на официальный запрос о проекте и его согласовании в течение семи дней ответа так и не последовало, пресс-секретарь Светлана Сибилькова переадресовала вопрос в ту же компанию. В приёмной «ЛУГа», который занимается… да чем только не занимается, до сих пор Средние века и благами цивилизации не пользуются: «Электронную почту нам не принять, а по факсу всё размазывается», - творчески объяснили в компании.

Результатом бесконечных попыток выяснить, как же им прислать запрос на комментарий, были минута молчания в трубке и нерешительным голосом произнесённое: «Почтой России».

Смена климата

«Это будет реконструкция объекта незавершенного строительства», - уточнил председатель регионального комитета по строительному и жилищному надзору Валерий Полупанов. Проектная документация института «Псковгражданпроект», по его словам, прошла госэкспертизу Псковской области, и разрешение на строительство выдано ЗАО «Результат», директором которой является Андрей Вячеславович Лузин, брат депутата Яна Лузина.

Только вот отношения ЗАО «Результат» с долгостроем на Ольгинской набережной продолжаются уже больше пяти лет. История началась 27 декабря 2011 года, когда областной комитет по имущественным отношениям обратился с иском к ООО «АС Инвест». Чиновники требовали расторгнуть договор аренды и освободить участок от объекта незавершённого строительства. В последующем к участию в деле в качестве второго ответчика привлекли то самое ЗАО «Результат». Компания Лузина купила объект у «АС Инвест» еще 16 февраля 2011 года. Как следует из материалов дела, в региональном комитете об этом узнали только во время судебного процесса. Иск, соответственно, был переадресован «Результату», и суд затянулся. Компания несколько раз безрезультатно подавала аппеляции, и только 12 июля 2012 года Арбитражный суд Псковской области утвердил мировое соглашение: по нему компания в течение 8 месяцев должна была снести недостроенное здание гостиницы, а за год получить одобрение государственной экспертизы на реконструкцию.

15 октября на сайте Турчака появляется вопрос о всё том же долгострое на Ольгинской набережной, 5а, а затем последовал неожиданный ответ, датированный сейчас 1 ноября. Председатель комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике (тогда комитета по инвестициям и пространственному развитию) Андрей Михеев на сайте губернатора заявил, что претензий к ЗАО «Результат» уже нет и проект реконструкции здания находится на согласовании в Министерстве культуры РФ: «После получения заключения инвестор сможет приступить к реализации инвестиционного проекта, в том числе к демонтажу аварийных конструкций», - написал Михеев.

Судился с ЗАО «Результат» явно не он, потому как на этом посту оказался только 12 ноября, а до этого фигурировал в качестве помощника вице-губернатора Сергея Перникова. У него к компании претензий могло и не быть. Не было или волшебным образом исчезли они и у замгубернатора Максима Жаворонкова, за подписью которого (в должности и.п. губернатора) уже 20 ноября появилось распоряжение администрации области: ЗАО «Результат» получило участок в аренду на пять лет для строительства некоего многофункционального комплекса.

Четыре года из пяти уже прошло, и понятно, что пролонгировать этот проект компании Лузина могли ещё на столько же, не появись финансирование на студенческий кампус. Кто ж откажется поучаствовать в «архитектурном ансамбле», в который вкачено уже почти 700 миллионов бюджетных денег?

Более дорогое и эффективное «удобрение» сложно найти.

Правда, выдал в итоге «ЛУГ» странный сорняк.

Власть советов

«Появление вблизи Дома Батова даже шестиэтажного жилого здания неуместно в принципе, но повлиять на проект застройки крайне сложно», - объясняет председатель Псковского областного отделения ВООПИиК Ирина Голубева. Проблема начинается с самих советов (методического и градостроительного, которые формально по проекту на Ольгинской набережной проводились). Заранее материалы на советах, оказывается, никто не рассматривает, оппонента нет, да и автор о проблемах тоже не говорит по понятным причинам. Получается, что отклонение подобного проекта зачастую невозможно чисто теоретически, если архитектор убедителен? И еще один минус - присутствие на совете чиновников, тех, кого, по словам Голубевой, там быть не должно.

Первый, методический, совет по проекту шестиэтажки ограничился рассмотрением высотности. «Если архитектор уложился в цифры, то остальные вопросы совет имеет право не рассматривать, но, как правило, какие-то пожелания и замечания высказываются, - добавляет Голубева. – А вся архитектура отдается на откуп градостроительному совету. А был ли он?!»

На вопрос, где рассматривался проект шестиэтажного жилого дома на Ольгинской набережной и поднимался ли вопрос на градсовете, в псковской гордуме ответили неоднозначно: «На последнем градостроительном совете рассматривался вопрос реконструкции объекта незавершенного строительства под многофункциональный комплекс по Ольгинской набережной, дом 5а». То есть теоретически совет был, но специалисты о нем не слышали. Проект рассматривали сами чиновники, которых там априори быть не должно, уверена Голубева.

Семь этажей условно

Если вернуться к архитектурной составляющей шестиэтажки, то проблемы состава советов здесь сказываются: недостатков у будущей новостройки уже достаточно. «Это, в первую очередь, большая платформа перед зданием, в которую он (архитектор) загоняет гаражи, канализационную станцию, причем передвигая ее. А наверх сажает сосны, которые должны, якобы как лес, загородить здание», - рассказывает Голубева. Правда, на искусственном основании сосны до такого размеры никогда не вырастут: «Хорошо, если до двух этажей достанут», - полагает она.

Фасад нового здания в псковском ВООПИиК назвали «неоригинальным рядом стеклянных лоджий между обычными квартирами экономкласса». Думается, построить типичную шестиэтажку а-ля «любой другой типовой дом» в Пскове больше негде, а новостроек в городе слишком мало, раз несколько фирм и федеральных ведомств бросились возводить ее на Ольгинской набережной, пусть она и закрывает фасад молельни Дома Батова.

«Архитектор Юрий Ширяев об этом не сказал, но ход событий показывает, что когда он проектировал, то привязывался к высоте и форме здания, которое здесь было, - поясняет Голубева. - Но зачем это, если он все заново построит?!» Эта ситуация отсылает к психдиспансеру (во всех смыслах). Вспоминая его строительство в Пскове, эксперт озвучила: «Сначала мы сохраняли домик, а потом все вырыли и еще бассейн внизу закатали огромный. Получается, ничего не сохранили, а построили заново и хуже. И здесь то же».

Вложение в «Интурист» федеральных денег резко привлекли к участку интерес главных псковских застройщиков и риэлторов. Фото: Артём Аванесов / ПГ

Комитет выдал для строительства здания предписание: оно должно быть построено на старом фундаменте, то есть сохраняется эта «кочерга, которая там была». «Если вы полностью снимаете до земли все этажи, то вы можете как угодно дальше строить! Никакого творческого момента!» - резюмировала Голубева. Почему эту «кочергу шестьдесят какого-то года» нужно повторять, в региональном ВООПИиК не понимают. Тогда о Доме Батова не думали и он не был поставлен на учет как памятник культуры федерального значения.

По поводу высотности здания в Псковской городской Думе, кстати, назвали допустимым даже семь этажей: «По правилам землепользования и застройки, участок по Ольгинской набережной, 5а располагается в «зоне обслуживающих и деловых объектов», - заявила начальник пресс-службы гордумы Любовь Кузнецова. Этот факт разрешает здесь строительство жилых домов вплоть до семи этажей, и этот вид застройки здесь основной, следует из их ответа. Правда, в ВООПИиК говорят, что по проекту зоны охраны на Ольгинской набережной разрешено строительство здания высотой до 17 метров. Но у нас не принято скупиться на этажность, в Пскове давно и с успехом играют в «я могу выше, чем положено».

Поскольку кампус, как решительно заявили в псковском вузе, будет готов к Ганзейским дням 2019 года, шестиэтажку ждет та же участь, игра в ансамбле ведь подразумевает совместный откат строительный процесс.

 ***

К слову, акт государственной историко-культурной экспертизы, которую проводил Минкульт, датирован лишь 1 апреля 2016 года. Думается, Андрей  Михеев, говоривший о согласовании документа в 2012 году, погорячился. Да и в акте экспертизы «Результат» фигурирует совсем не как закрытое акционерное общество, а самое что ни на есть открытое, ОАО. Но для Минкульта это мелочи, как показывает история, особенно когда речь идет о миллионах. Проект, конечно, признан годным, сиречь лоббистской постройке в шесть этажей быть.

А может, еще и до семи договорятся.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.