Статья опубликована в №16 (137) от 30 апреля-05 апреля 2003
Общество

Хлеб и соль

Депутаты Псковской городской Думы отказали крупнейшему инвестору из Европы

На Псковском хлебокомбинате сложилась парадоксальная ситуация: найден авторитетный инвестор – венчурный фонд Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), готовый вложить в предприятие 10 миллионов долларов, но возможности получить эти средства нет.

Псковская городская Дума как представитель самого крупного собственника – города Пскова – не согласилась на продажу ЕБРР 24% акций предприятия из муниципального пакета. Между тем, большая часть оборудования комбината выработала свой ресурс, конкуренты из Санкт-Петербурга поджимают, в бюджете города нет и не предвидится денег на перевооружение производства.

Думское решение принято усилиями воздержавшихся от голосования депутатов Николая Соболя, Ивана Цецерского, Анатолия Тиханова и Виктора Степанова, политические позиции которых многие наблюдатели считают близкими к интересам администрации области. Депутаты в принципе не против сделки, ведь блокирующий пакет акций все равно остается у города, но… воздержались. Ни один из четырех народных избранников, блокировавших положительное решение, не представил четкого обоснования своей позиции. Даже подсчеты вслух предпринимателя Анатолия Тиханова, возникшие, по его же собственным словам, “на ходу”, выглядели вяло.

Почему пренебрегли не каким-то ООО “Рога и копыта” с мутной историей и неясными намерениями, а серьезным инвестором, готовым вложить в экономику региона 10 миллионов долларов (более 300 млн рублей, треть городского бюджета)?

Мы попросили прокомментировать ситуацию генерального директора ОАО “Псковский хлебокомбинат” Виктора Почернина.

- Виктор Иванович, кто владеет акциями ОАО “Псковский хлебокомбинат”?

- У предприятия 251 акционер. Самый крупный – администрация города Пскова, ей принадлежит 49% акций. Еще 48% находятся в собственности работников предприятия. Остальные 3% - так называемые “плавающие акции”, владельцы которых неизвестны.

По российским масштабам комбинат не является крупным производителем, но по меркам Псковской области он – достаточно большое предприятие, стоящее где-то на 7-8 месте среди компаний всего региона.

- Почему Вы обратились в городскую Думу с просьбой о продаже части муниципальных акций?

- На первых порах было все равно, в чьей собственности находились акции, главное было – решать производственные, социальные и кадровые вопросы.

Но сегодняшняя экономическая обстановка диктует необходимость технической и технологической перестройки предприятия. Например, оборудованию хлебокомбината уже 56 (пятьдесят шесть!) лет. У нас же люди уходят на пенсию в 55! Надеяться, как раньше, на дешевые энергоносители и дешевую рабочую силу уже нельзя. Без существенных изменений комбинат зайдет в тупиковую ситуацию.

Одиннадцать лет мы вообще не чувствовали, что у нас есть такой крупный акционер, как муниципалитет, хотя по закону об акционерных обществах собственники должны заботиться о развитии предприятия. Теперь, когда нашелся достойный инвестор, администрация города поддержала менеджмент комбината и дала согласие на продажу части муниципального пакета акций.

- Как Вы оцениваете ход обсуждения в городской Думе предложения о продаже части муниципального пакета акций ОАО “Псковский хлебокомбинат”?

- Я прихожу туда второй раз. Я ошарашен безграмотностью и безответственностью депутатов в принятии решений. Мое глубокое убеждение, что городу уже нанесен ущерб. Я второй раз пытаюсь работать с Европейским банком реконструкции и развития, они должны приехать в июне, и теперь я не знаю, что им говорить. Прошедшее заседание Думы меня просто поразило. Возникает ощущение, что депутаты, только придя на сессию, читают повестку дня и поэтому задают такие вопросы...

Менеджмент нашего предприятия нашел способ привлечения такого громадного количества финансов для развития производства, что позволило бы комбинату не только намного повысить конкурентоспособность на рынке Северо-запада, но и увеличить свою долю на нем. Проработаны вопросы и с компаниями, которые будут проводить реконструкцию, и с компанией, выделяющей на это деньги (причем речь идет не о кредитах, а о средствах, остающихся на предприятии). Мы все время говорим о пополнении бюджета, о развитии, поддержке предприятий, какая-то часть средств выделяется на эти цели…

Мы предложили Думе решение, которое в пять раз увеличивает наши отчисления в бюджет города, а нам говорят: “не надо”! Часть депутатов вдруг стали экономистами и начали голословно обсуждать, выгодно наше предложение или нет. И это несмотря на статистические данные, несмотря на то, что мы десять лет работали, составляли планы.

Непонимание этой ситуации, забалтывание проблем, стоящих перед компанией, может привести к ее банкротству. Это, не исключено, сознательная политика – привести предприятие к банкротству и устроить дележ.

Оттягивать выгодное для города и комбината решение – значит или не понимать задач, стоящих перед людьми, приходящими во власть, или сознательно подводить предприятие к банкротству. И не только предприятие, но и экономическую базу города.

- Но предприниматель Анатолий Тиханов выразил сомнение в экономической обоснованности Вашего предложения…

- Когда человек занимается другим видом бизнеса, он не чувствует, что такое промышленное производство. Если же он говорит, что лучше знает доходность в промышленности, возникает вопрос, не делается ли это сознательно, с целью разрушить экономически стабильное предприятие?

Если же депутат Анатолий Тиханов не согласен с оценкой стоимости акций, то закон четко прописывает, что их ценность определяется не директором предприятия, а независимыми оценщиками. И каждый акционер имеет право проверить заключение той или иной оценивающей компании, наняв собственного оценщика.

- Почему решили продать только 24% акций, а не весь муниципальный пакет?

- Давайте начнем хоть с пяти, с десяти процентов акций! При отсутствии ответственности, когда мы видим, что сидят товарищи, принимают решения и не несут за них никакой ответственности, хотелось бы подсказать такую вещь: внесите в Устав города положение о правовой ответственности депутатов за принимаемые постановления.

Когда люди живут за счет собираемых с нас налогов и диктуют, развиваться или загнуться тому или иному предприятию, – это пахнет коррупцией.

- Депутаты предлагали найти какой-то другой способ привлечения инвестиций вместо продажи доли муниципальных акций венчурному фонду Европейского банка реконструкции и развития. Что это может быть за способ?

- За прошедший год падение промышленного производства в России и в Псковской области, в том числе, составило почти 20%. Машиностроение фактически стоит, работают в основном сырьевые отрасли. Рост внутреннего валового продукта на 4% в год, для Америки, где совсем иная, чем у нас, доходность, может, и высокий показатель, но для России это – почти ничего.

Собственных средств для развития у отечественных компаний практически нет, банковская система не готова кредитовать промышленность. Нефтяные магнаты денег тоже не дадут, у них другие заботы. Остаются только такие инвесторы, как ЕБРР.

Банк выразил готовность вложить в хлебокомбинат огромные деньги. Подобные проекты ЕБРР на предприятиях России я знаю только с Морским портом Санкт-Петербурга и Целлюлозно-бумажным комбинатом в Петрозаводске. Вот инвестиции пришли и в Псков. А депутаты заявляют: “Вы пригласите директора инвестиционного банка ЕБРР, пусть он отчитается у нас, на заседании городской Думы, что он видит и планирует”. Это – маразм.

- Как Вы думаете, кому может быть выгодно доведение комбината до банкротства? Поступали ли Вам предложения о продаже компании?

- В последнее время лично мне таких предложений не поступало. Раньше были такие предложения, были и попытки массовой скупки акций. Я и в Думу-то вышел с предложением привлечь столь крупного и серьезного инвестора, чтобы устранить возможность скупки акций третьими лицами, исключить возможность перепрофилирования комбината, перенаправления финансовых потоков из городского бюджета. Разрушать экономику города – это сознательная позиция. Мы ей противостоим.

По России сколько угодно примеров, когда предприятие искусственно банкротили и после этого оно получало новых собственников. Ведь смотрите, никто не обращает внимания на множество предприятий, влачащих жалкое существование. Но стоит только кому-то встать на ноги, тут же слышно: “А я?!”, “А я?!”, “А я?!”, “И я тоже тут рядом стоял!”.

- Известны ли имена тех людей, кто может иметь отношение к попыткам сменить собственника ОАО “Псковский хлебокомбинат”?

- Такая группа, определенно, существует. Ее интересы, предполагаю, и отразили те четверо депутатов. Говорить о конкретных фамилиях претендентов на собственность сегодня несерьезно.

Но, с другой стороны, даже скупив эти 51% акций, сменить собственника просто так не получится, только через судебные тяжбы. А тяжбы – это тоже разрушение предприятия.

- Будете ли Вы вновь вносить предложение о продаже муниципальных акций на майскую сессию городской Думы?

- Конечно. Более того, я попрошу депутатов, чтобы они поручили тем своим коллегам, которые не согласны с нашим предложением, разработать альтернативное предложение по развитию хлебокомбината.

- После сессии Вы обмолвились, что “благодаря” такому решению теряется почти миллиард рублей налоговых поступлений. Это без малого годовой бюджет Пскова. Откуда такая цифра?

- С приходом инвестора резко выросла бы капитализация предприятия. Налог на имущество, а со следующего года и налог на добавленную стоимость как раз дадут такую сумму. Противодействие этому я объяснить не могу. Насколько мне известно, альтернативных предложений и по инвестициям, и по наполнению бюджета ни от кого не поступило.

Я думаю, что не только промышленникам, но и администрации города будет трудно работать с такой Думой. Вместо развития, движения вперед она говорит: “зачем?”. Если бы эти деньги поступили в бюджет, разве встал бы вопрос о повышении квартплаты для горожан, разве пришлось бы брать кредит для выплаты долгов по зарплате?!

Беседовал Константин ШМОРАГА.

На фото: Акции Псковского хлебокомбината оказались привлекательны не меньше, чем его продукция.

От редакции. “Псковская губерния” будет внимательно следить за развитием ситуации и готова предоставить возможность высказаться всем заинтересованным лицам.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.