Статья опубликована в №2 (22) от 11 января-17 января 2001
Культура

Коллаж всего мира

 Ирина ШЕВЕЛЕВА. 11 января 2001, 00:00

Евгений Шлифер и Ольга Алексеева – юные музыканты земли Псковской - приглашены на учебу в межрегиональную творческую школу искусств «Зима в Великом Устюге», которая открывается 12 января. Евгений учится в 5 классе Пушкиногорской школы искусств, играет на кларнете, неоднократный участник и призер различных конкурсов юных музыкантов, в том числе и зарубежных. Ольга выбрала для себя русский народный инструмент – гусли. Прекрасные природные данные и техника юной артистки не раз обеспечивали ей победу на различных конкурсах. Творческая школа искусств проходит уже второй год – в точном соответствии со сменой времен года. Программа предусматривает различные мастер-классы, участие в концертах и выставках, творческие встречи с ведущими российскими музыкантами и художниками, многочисленные экскурсии по памятным местам Великого Устюга, Тотьмы и Вологды.

По инициативе Совета молодежных организаций области и абсолютной поддержке участников молодежных движений второй год в Пскове организуется большой молодежный Рождественский бал – одно из немногих мероприятий, рассчитанных на взрослых молодых людей, а не на подростков. Концертная программа подготовлена творческими работниками гарнизонного Дома офицеров.

18 января в Великих Луках встретятся представители властных исполнительных структур, занимающиеся молодежными проблемами Псковской и Витебской областей. Помимо обсуждения общих молодежных проблем, особой темой разговора станет жизнь сегодняшнего студенчества - российского и белорусского. Речь идет и о возрождении студенческих строительных отрядов, и о воссоздании в нашей области Союза студентов, как общественной организации, активно влияющей на решение студенческих проблем.

Впервые за долгие десятилетия сугубо народные святочные гуляния занимают центральное место на сцене официальных очагов культуры областного центра. 17 января областной центр народного творчества совместно с центром семьи празднуют Святки. Сценарий разработан на основе старых русских традиций и обычаев. Возможно он стане основой для таких же праздников в городах и районах области.

Пресс-конференция, на которую журналистов областного центра пригласил заместитель мэра Пскова И. Е. Калинин, стала своего рода завершающим шагом в подготовке первого в истории современного Пскова карнавала. По мнению организаторов великого баламутского действа, вся программа рассчитана на то, чтобы участником карнавала мог стать абсолютно каждый пскович, невзирая на возраст, материальное и социальное положение. Предполагается, что 13 января веселиться будет весь город, и повод для праздника есть серьезный: встреча старого нового года и торжественное прощание со старой, плохой, жизнью. По этому поводу грандиозная программа карнавала завершится не менее грандиозным фейерверком – в 9 часов вечера. А у псковичей остается последняя возможность заявить о своем участии в конкурсах, узнать о которых подробнее и оставить заявку можно в штабе по адресу, Октябрьский проспект, 26 или по телефону 16-32-68.

В детской художественной школе открылась выставка работ учащихся «Палитра чувств и вдохновенья», в которой, по традиции, участвуют юные художники из Пскова, Острова, Пушкинских Гор, Локни, Куньи, Себежа, Дедовичей. Поздравить ребят с вернисажем (для многих - первым) пришли взрослые художники и официальные представители областного комитета по культуре во главе с руководителем А. И. Голышевым. Основная тема творчества юных – сказочная зима, Рождество, калядки.

Фольклорный молодежный ансамбль из Пыталово «Истоки» под руководством А. В. Генераловой стал участником традиционного для новгородской земли зимнего праздника «Святки в Витославлицах». Витославлицы - деревня, представляющая русское народное зодчество, где дважды в год на святочной неделе и накануне дня Ивана Купала проходят народные гуляния.

В этом сезоне Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина представил новую постановку - «Конкурс». Премьера спектакля шла весь декабрь.

Антонен Арто, западноевропейский абсурдист 70-х годов, наказывал зрителям собираться в свой театр, как к врачу – готовиться душевно и физически, к осмотру и боли. В одном из номеров «Псковской губернии» было опубликовано впечатление о «Конкурсе», основанное на понимании происходящего с точки зрения человека, знакомого только с произведением. Оно не совпадает с представлениями главного режиссера драмтеатра, поставившего спектакль, - Вадима Радуна, что и выяснилось в беседе с нашим корреспондентом.

- Вадим Иосифович, почему вы решили поставить спектакль по произведению Александра Галина «Конкурс»?

- Во-первых, люблю драматурга. Во-вторых, в пьесе – доброй, неистеричной – взгляд на то, какую степень отчаяния испытывает основное население России. И в этом юморе, и в этой абсурдности – безудержное желание хоть как-то изменить жизнь, спастись самому и спасти ближнего, в том числе и ценой собственной чести, преодолением собственного отвращения.

- Социальные проблемы выходят на первый план?

- Безусловно. Конкурс же не является самоцелью – собрать старых женщин в увеселительный киоск. Все продиктовано именно социальным уровнем. А Галин вне социальных проблем и не мыслит.

- «Конкурсом» решается задача выезда из страны или ухода из внутреннего пространства бед?

- Первый уровень темы - бегство из России. Я, например, дважды оформлял документы на выезд в Германию, но дважды и отказывался. Потом понял: если здесь не можешь, то не сможешь и там. Пока не всем дано приспособиться к новым условиям жизни, и нельзя винить тех людей, которым трудно. Они живут по старым, привычным им законам. Спектаклем мы говорим, что бежать некуда: надо обрести себя здесь. Тогда мы начнем думать не о том, где спрятаться, а как здесь, в открытую, помогая друг другу, формировать свою жизнь.

- У героини «Конкурса» Варьки-разливщицы, кажется, нет просвета: живет в бедности и перманентном опьянении, не знает, куда ей пристроить своих дочерей (хоть в Японию). Но почему тогда все говорят, что у нее хорошая аура. Ведь аура создается позитивным настроем?

- Ее запросы не высоки, поэтому она живет хорошо. Это русская ментальность. Красота русского человека в том, что он не приучен к большому, а отдать способен все. Мы из крепостного права вышли в принципе только при Хрущеве, пост-крепостное право переживаем и уже ворвались в капитализм.

- Но у Галины Шукшановой (Варьки) трагическая роль – так видится из зала …

- У нее такая актерская тема. По спектаклю она страдает за своих дочерей.

- Дочери Варьки произносят страшный текст о своей жизни. И в то же время актрисы существуют на сцене, как в зале для аэробики, – используя в основном выразительность телодвижений. Таков замысел?

- Установка – не надо страдать в пьесе и в жизни. Многие считают работу проститутки нормальной (в спектакле О. Головко и М. Травкина играют именно это). Но большинство из них погибают, потому что проматывают себя, живя одним днем. Наше общество сейчас настолько «освободилось», что никто их не упрекает…

- В вашем «Конкурсе» только констатация факта или предусмотрен какой-нибудь выход?

- Я занимаюсь «ханжеством». В мире есть прекрасное: Бог, красота, общность людей. Если люди обретают потребность общаться друг с другом, то укрепляется семья, пары начинают лучше понимать собственные отношения. Тогда невзгоды отступают.

- Вы ставите задачу своим творчеством что-то изменить в людях, которые с ним соприкоснутся?

- Вообще я расцениваю свою деятельность не как проповедник. Моя позиция: живу с вами, испытываю такие же ощущения и перегрузки от жизни. Но верю, что над нами существует нечто сильное и мощное. И нас оно не оставит, если мы не будем подличать, совершать гадости, предавать. Вот и все. Весь выход в нас. Что искать где-то еще? «Конкурс» – шоу и пример того, как нашу растерянность, беспринципность, безверие используют «лохотронщики», как живут за счет нас в Государственной Думе, правительстве.

- Воплощение вашей идеи – спектакль – собирает все, что вам интересно из подробностей жизни. Создается впечатление несостыковки деталей произведения, то есть отсутствия цельности.

- Представьте, вы попали за задник кинотеатра: там грязь, склад, хлам. И вы смотрите фильмы и слайды – мир, в который вас не пускают. Но показана и принципиально другая жизнь – загадочная. Она над этой шелухой – самоценна, параллельна, астральна, одновременно ее нет и она внутри нас. Мы можем ее почувствовать или растоптать-потерять. С этой жизнью ничего не случится - она вечна, но может исчезнуть для нас, вот тогда наступает катастрофа. Поэтому тут все стыкуется - параллельные миры перекрещиваются и разлетаются, как в компьютере.

- Но исполнение ролей актерами тоже разлетается – по жанру.

- Персонажи существуют в заданном духовном омертвлении, их куда направь, туда они и пойдут – зомби. Но то, что мы исследуем, – это временный мир. Мир Варьки и этой взволнованной выброшенной на помойку эстетки Нинель – временный, как наш с вами. А красота вечна.

- Декорации «Конкурса» осмыслены и тщательно разработаны, а костюмы на их фоне выглядят очень простыми (не придуманными). Почему?

- Я согласен. Мы бы придумали, но дело в том, что для этого слоя людей костюмы были бы фешенебельные, если бы они претендовали в них на достойное участие в конкурсе красоты. К тому же предлагаемые обстоятельства: академический театр может себе позволить купить костюмы за тридцатку в секонд-хэнде.

- То есть спектакль и здесь выходит в реальную жизнь - существование театра в Пскове?

- Везде так.

- Вадим Иосифович, а для киносцен использованы съемки конкурсов, дискотек, спортивных танцев Пскова?

- Разные: из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга и из Европы. У нас, к сожалению, нет видеотеки с танцами народов мира, показами мод «от кутюр», конкурсами красоты. А в продаже - японец бьет китайца, китаец бьет японца – вся наша свобода, за которую мы боролись и страдали. Раньше было больше информации, литература выходила интересней. Можно было написать в Союз театральных деятелей, и нам присылали материалы со всего мира. Сейчас я сел за компьютер, информацию буду скидывать на сайт, а на момент постановки «Конкурса» такой возможности не было. И получалось: полный обвал. В спектакле вы видите то, что можно было сделать.

Нам нужен был коллаж всего мира: выборы, драки, война… Есть судьба маленького человека, живущего на Второй Товарной, есть судьба людей в Курске, желающих вырваться в Японию. Тут мир безграничен в своей сложности, жестокости, обнаженности. Антирусских символов искать не надо, потому что я патриот, а все остальное – я философствую, как человек, живущий в этих условиях. Я так понимаю мир. Как бы мне ни было гнусно, прихожу к одной мысли: это прекрасно, что я живу, научился своей профессии, у меня есть театр, и он открылся для меня.

Ирина ШЕВЕЛЕВА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.