Статья опубликована в №13 (332) от 04 апреля-10 апреля 2007
Человек

«Просто за то, что они были актеры»

Псковский театр пытается написать свою историю – ту, которую сыграл
 Елена ШИРЯЕВА 04 апреля 2007, 00:00

Псковский театр пытается написать свою историю – ту, которую сыграл

На минувшей неделе в Псковской областной универсальной научной библиотеке прошла презентация двухтомника «Псков, Пушкина, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра».

Фото: Александр Сидоренко
Какое-то щемящее чувство осталось после представления. То ли извиняющаяся интонация директора Псковского академического драматического театра Валерия Павлова навеяла, то ли непосредственно содержание его «презентационной речи», тоже немного – извиняющееся. «Искусство театра быстротечно. Спектакль оканчивается и остается только память – кто играл, как играл. Актеры ведь очень быстро уходят, даже на пенсию на пять лет раньше: драматический актер приравнен к борцу цирка», - говорил Валерий Федорович.

И всё как будто извинялся, извинялся: ну вот как получилось, вот такие, какие есть, ну вот спонсор наш – он человек парадоксальный, и в чем-то экстравагантный, но он ухватил главное и дал 200 тысяч рублей («и такое ощущение, что даже не жалеет»). Угадали – кто этот экстравагантный спонсор? Правильно, президент Союза автотранспортных предприятий «Авто-Альянс», депутат Псковского областного Собрания, актер Алексей Севастьянов. О потраченных тысячах, похоже, действительно не жалеет: широким жестом подарил весь тираж театру, все пятьсот экземпляров.

«Валерий Федорович, а можно почитать взять?» - звоню директору. Книжка – «серийная», заключительная на сегодня в пестром калейдоскопе книг, выпущенных в последнее десятилетие о театре.

«Актеров у нас любили просто за то, что они были актеры. Один «благородный отец» просидел до ночи, накурил, съел целую курицу, мычал, никому не понравился, - кажется, не за что его было похвалить! И всё-таки мама сказала, что у него красивая шея», - это отрывок из «Освещенных окон» Вениамина Каверина, вошедший в новую театральную псковскую книгу.

После первого пролистывания двухтомника кажется, что создатели книги хотели именно этого: чтобы всех ее героев любили. Любили за то, что они были актерами (или режиссерами, или директорами, или костюмерами, или другими театральными людьми), но лучше – просто за то, что они были. Может, это и есть главное, что ухватил спонсор, потрясенный тем, сколько их было. За сто-то лет…

В 1997 году (к 200-летию Пушкина – помог «виновник торжества» с выходом в свет) вышла составленная актрисой Ингой Цирпонс книга «Актеры, роли, зрители» - захватывающе интересная и поразительно деликатная, наверное, потому, что комментарии в ней практически отсутствуют, а весь объем занимают исторические свидетельства о зарождении «постоянного ТЕАТРА в губернском Пскове». Потом были «Псковские сезоны: провинциальный театр в XX веке», «Театральные портреты» Л. Никитиной, «На рубеже тысячелетий» (книга, собственно, о людях культуры и искусства – их вспомнили благодаря 1100-летию Пскова), были изданы стихи народного артиста Владимира Свекольникова. Как много уже, оказывается, было. А теперь вот есть и «Пушкина, 13».

«Адрес все прекрасно знают, потому что на рынок ходят», - сказала на презентации завлит театра Любовь Никитина, похоже, особо не обольщающаяся на счет «сегодня» и «завтра».

Но, несмотря на всю быстротечность, сиюминутность, эфемерность театрального искусства каким любопытным оказалось «вчера» – в фоторяде полувековой давности.

То ли лиц таких больше не выпускают, то ли фотографов таких больше не осталось, то ли в театр они больше не ходят. Но рядом, например, с фотопортретами актеров, чьи имена уже ничего не скажут зрителю, который впервые попал в театр году в 1980-м (на новогоднее представление о «Зайке-зазнайке»), соседствуют «мыльные фотки» - темноватые, суетные, их даже шарм «домашнести» не спасает. Как сказал Валерий Федорович – уж какие есть. Но какие были! Костюм, осанка, взгляд: вот, думаешь, был актерище! И уже знакомо защемит – не увидели, не увидим… А разве можно помнить и любить то, чего не видел? Или всё это ради другого? Чтобы не пожалеть в скором будущем о «срубленных с плеча» своих же мнениях – о тех, кто улыбается с подслеповатых современных фотографий?

В последнюю книгу собрали всё, что накопилось за последние 100 лет (и книга-то задумывалась к 100-летию театра, отмеченному в прошлом году, но вот подзадержались – еще хорошо выборы помогли, что уж говорить).

Но книгу хочется не столько читать, сколько смотреть. Потому что печатные свидетельства о своем театральном веке собрали с рачительностью, граничащей с жадностью, даже как-то торопливо собрали, в страхе перед этой убийственной быстротечностью. Второй том назван «Театр в зеркале прессы». Рецензии из местных газет, собранные по персоналиям – например, серия статей Валентина Курбатова, на тот момент еще корреспондента псковской «молодежки» «Молодой ленинец». Рецензии – только со знаком плюс. Или вот эхо гастролей – немного этого эха, но оно тоже вполне позитивно. Может, принцип отбора материала сказался: когда псковские критики театра еще не смели говорить всё, что о нем думают, а «непсковским» было всё равно.

Впрочем, как ни старались, а увековечили и «румяных критиков», которые последнее время без всякого, такого привычного еще лет пять назад, пиетета режут свою «правду в глаза» заслуженным деятелям и артистам. Может, и забыли бы уже как некто «До-кий», писавший под псевдонимами Иван Шмелев и Рита Набокова, «приложил» в псковском «Московском комсомольце» «Соловьиную ночь» (постановка 2005 года), но теперь-то (после выхода книги) уже точно никогда не забудут. В «зеркале» целых две статьи посвящены, скажем так, полемике с молодым автором. Одна от С. Золотцева «Культуру заказывали? – Замочим-с!», другая «Мера безответственности» от Н. Ковалева. Жаль, нет самой статьи «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат».

Нет статей Алексея Маслова, нет «госпожи Полтавцевой» тоже в свое время «высказавшихся». Правда, в то время так легко было «довысказываться»: газеты, где хоть в какой-то мере совершалось покушение на режиссера Вадима Радуна (чаще всего это были «Новости Пскова»), чуть не на следующий день печатали опровержения или, по крайней мере, «ответы». Есть они и в первом томе книги – в «Директорском взгляде: о жизни, о театре, о себе».

Присутствуют здесь и интервью, статьи, гастрольные маршруты, списки директоров, актеров, режиссеров. И после не первого уже, а очередного пролистывания, кажется что двухтомник всё же издан с единственной, наверное, целью – очень, очень часто актеры повторяют название авторской программы Леонида Филатова: «Чтобы помнили». Его повторил и заслуженный артист Виктор Яковлев на презентации книги, соавтором которой себя довольно неожиданно обнаружил: в ней опубликована статья-прощание с Валерием Порошиным. Она так и называется – «Прости-прощай». Валерия Порошина, спасибо кино, уж мы все знаем. Его помнить легче: «Вы никогда не пытались понять, почему, повинуясь движению души, мы просим прощения у умерших близких? Не потому ли, что чувствуем потребность измениться, стать лучше, добрее друг к другу?.. Прости нас, Валек!».

Псковский театр сделал попытку стать лучше. Уж как получилось, уж какие есть.

Елена ШИРЯЕВА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.