Статья опубликована в №48 (570) от 14 декабря-20 декабря 2011
Общество

Комната смеха

Доверительная беседа журналистов и представителей прокуратуры показала: говорить о борьбе с коррупцией в серьёзном ключе бессмысленно и даже нелепо
Денис Камалягин Денис Камалягин 14 декабря 2011, 00:00

Исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Псковской области Сергей Капитонов хоть и встречался с журналистами Пскова в статусе и. о., наверное, как прокурор мог бы о коррупции говорить и говорить. Но чаще всего на вопросы журналистов г-н Капитонов отвечал отточенной театральной паузой и загадочной улыбкой, сопровождая репликами: «Об этом я не могу говорить» или «Сейчас у меня нет ответа на ваш вопрос».

«Будем стучать?»

Сергей Капитонов, в недавнем прошлом прокурор Псковского района, старался быть перед журналистами честным: да, на большую часть вопросов работников пера и клавиатуры г-н Капитонов по тем или иным причинам ответить не смог – где-то – тайны следствия, где-то – говорить неудобно, а где-то и сама прокуратура не в курсе. Зато не фантазировал и не выдавал непонятных перлов.

В конце пресс-конференции слегка замученный прокурор честно признался: «Не ожидал, что будет так много вопросов».

Журналисты, конечно, очень хотели ответить: мол, а мы не ожидали, что будет так мало ответов, но за несколько столь редких в наше время откровений (они были даже в простом молчании господина прокурора), журналисты Сергею Капитонову были благодарны.

Сначала г-н Капитонов поведал, что факты коррупции установлены среди всех категорий должностных лиц. Лидируют представители ГИБДД (но здесь есть, к примеру, дела по взяточничеству в размере 200 рублей), за ними идут судебные приставы и таможенники. Как ни удивительно, чиновники оказались не в тройке призёров.

«На сегодняшний день заведено уголовное дело на главу одного из муниципальных образований», - значимо добавил Капитонов.

Принято считать, что в наше время сие достижение, скорее всего, означает, что данный товарищ не вовремя с кем-то поругался.

Тем не менее, наказание бывшего чиновника (который просто выскочил из «обоймы») станет, очевидно, успехом в борьбе с коррупцией.

Кстати, среднестатистическая взятка в Псковской области – в 1,7 раза выше, чем средняя зарплата по региону и равняется 25,7 тыс. рублей. Да, в отличие от показателей по зарплате, здесь мы от среднестатистических показателей по России практически не отстаём: средний размер взятки в России равен 27 тыс. рублей.

«Рекордная взятка, зафиксированная в Псковской области за последние месяцы, равняется 30 тыс. долларов», - добавил г-н Капитонов.

«А в какой сфере?», - тут же хором спросили журналисты.

Сергей Владимирович таинственно заулыбался, выдержал паузу и ответил как на духу: «У меня, кстати, есть информация о взятке в 20 тыс. долларов, могу о ней поподробнее рассказать».

Исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Псковской области Сергей Капитонов (справа) не смог или не захотел говорить о коррупции всерьёз. Фото: Псковская правда

«Деньги – деньгами, но ведь взятки могут быть и вещественными: может, коробка конфет, а, может, и машина», - предположил наш коллега с областного радио.

Было очевидно, что с такой постановкой вопроса г-н Капитонов сталкивается чуть ли не первый раз.

«Единственное, что могу сказать, что у нас до сегодняшнего дня расследовались исключительно денежные факты коррупции», - уточнил прокурор.

Информацию о том, что федеральные органы власти готовят проект закона о денежных выплатах гражданам, сообщившим о преступлениях коррупционной направленности, журналисты восприняли неоднозначно: «Будем стучать?».

«Почему стучать? Во-первых, так делалось и раньше, просто не было законодательно закреплено, - возразил Сергей Капитонов. – Думаю, это реально может помочь в борьбе с коррупцией, это один из действенных методов борьбы с ней».

Правда, как бороться с коррупцией в стане судей, Сергей Капитонов, похоже, не знает наверняка. Точнее, знает – в соответствии с законом! Но, похоже, сам не очень верит.

«На судей можно завести уголовное дело, и такие прецеденты бывали, - посерьёзнел Сергей Капитонов. – Да, вы правы: наказать судью могут только в соответствии с решением руководителя Следственного комитета РФ, причем с согласия Квалификационной коллегии судей. Так что это возможно в рамках Уголовно-процессуального кодекса», - добавил прокурор.

Но такие факты должны быть не прецедентами, а нормой. Причем рассказывать, как, за что и в какой форме наказали судью, нужно подробно – чтобы население знало, что бороться в суде за свою честь можно и без взяток, и без протектората.

Пока же именно судебная система и де-юре, и де-факто является самой безнаказанной среди органов власти, да и не ошибусь, наверное, если скажу – в принципе.

«Необходимо вернуть право возбуждения уголовных дел»

Естественно, на встрече с прокурором не мог быть не задан вопрос об отчёте депутатов о доходах и, в первую очередь, о скандальном деле Михаила Гавунаса [ 1 ]. Сергей Капитонов вновь замолчал, сделал большие глаза и заулыбался, всем видом показывая, что готов импровизировать.

«Ну как же это сказать, - задумчиво с небольшой неловкостью пробормотал прокурор. - …А, давайте вот так: в адрес депутата Гавунаса Михаила Савельевича было вынесено постановление об административном правонарушении. Судом оно было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения», - с ироничной интонацией произнес г-н Капитонов.

Теперь заулыбались журналисты.

Юрий Моисеенко из «Аргументов и фактов» заговорил (не в первый раз, надо сказать) о другом свежем областном депутате – Яне Лузине, который был и главой Пскова, и сити-менеджером областного центра, и вице-губернатором области, а со вчерашнего дня Ян Вячеславович официально стал депутатом областного Собрания.

Г-н Моисеенко утверждает, что Ян Лузин, будучи еще главой администрации Пскова, через третьи руки продал своей же фирме земли, на которых теперь строится аквапарк. По некоторой информации, на этом действии г-н Лузин мог сэкономить до 60 млн. рублей.

«Разве это не коррупция? Как это оценивает прокуратура?», - допытывался журналист. Сергей Капитонов вновь растерянно улыбнулся. «А как этот факт трактует управление МВД по Псковской области?», - уточнил он. «В том-то и дело, что всё нормально! – возмутился г-н Моисеенко. – Но вот даже с точки зрения морали, разве же это нормально?!».

«Я больше ничего не могу вам ответить», - с грустной улыбкой добавил прокурор.

На вопрос, что это за целевая программа по борьбе с коррупцией, на которую выделено аж 2,4 млн. рублей, и как эти миллионы будут расходоваться, Сергей Владимирович тоже ответить не смог.

Есть подозрение, что целевая программа по борьбе с коррупцией живёт своей жизнью. Целевой.

Вопрос о том, насколько прошедшие выборы были честными, тоже заставил господина прокурора нервно заулыбаться: «В органы прокуратуры поступали обращения о нарушениях. Сейчас мы пока не можем о них говорить конкретно».

Вопрос «Можно ли в России победить коррупцию?», тоже заставил г-на Капитонова печально ухмыльнуться: «С ней надо бороться, я считаю. Можно ли её искоренить в принципе? На этот вопрос я сейчас не могу ответить».

«Псковская губерния» вспомнила один из последних опубликованных в газете материалов, посвященных коррупции: «Сизифов суд» [ 2 ].

«Сергей Владимирович, когда управление МВД по Псковской области 11 раз отказывается возбуждать уголовное дело, а прокуратура Псковской области 11 раз отменяет её решение – в действиях работников полиции не просматриваются коррупционные мотивы?».

«Конечно, в таком случае, когда решение отменено 11 раз, мы налагаем меры административного взыскания», - прокомментировал чудные цифры прокурор.

«И всё? То есть в реальности сдвинуть с места дело вы не можете? Можете только ограничиваться взысканиями?».

Сергей Капитонов чуть заметно развёл руками.

Пришлось уточнить: «Каких полномочий вам сейчас не хватает, чтобы осуществлять свои функции на сто процентов?».

«Я как прокурор считаю, что прокуратуре необходимо вернуть право возбуждения уголовных дел. Без этого никак», - конкретно ответил прокурор и чуть ли не впервые на лице г-на Капитонова не было ни тени улыбки.

Вот и весь ответ: разве будет результат, когда нет инструмента? Нет, не будет.

А почему нет инструмента? Да потому что нет надобности, чтобы он был.

 

1 См.: Д. Камалягин. Верю – не верю // «ПГ», № 22 (544) от 8-14 июня 2011 г.

2 См. Д. Камалягин. Сизифов суд // «ПГ», № 32 (554) от 24-30 августа 2011 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.