Статья опубликована в №33 (755) от 02 сентября-08 сентября 2015
Город

Поглощение «Электрона»

Власть и бизнес нашли общий язык при уничтожении крупного объекта общественной инфраструктуры города
Ирина Голубева Ирина Голубева 02 сентября 2015, 12:00

Власть и бизнес нашли общий язык при уничтожении крупного объекта общественной инфраструктуры города

Намеченные на конец сентября решения по стадиону «Электрон» по-прежнему продолжают быть в центре внимания СМИ и общественности, которые, честно говоря, весьма скептически относятся к возможности сохранения стадиона. После первых публикаций «Псковская губерния» представляет вниманию читателей взгляд председателя регионального отделения ВООПИиК Ирины Голубевой.

Судьба стадиона «Электрон», построенного для рабочих и персонала Псковского завода радиодеталей, всколыхнула псковичей, вывела из состояния апатии, разлившейся в обществе в последнее время. Поглощение городом своих предместий – прогнозируемый риск, заложенный во все градостроительные документы Пскова. Где сейчас те Крестки, Затроповье, Заболотье, Алмазово, Филоново и т. д.? На их месте торговый комплекс «Империал», популярные рынки, обжитые кварталы Запсковья и ближнего Завеличья, где жители уже хлопочут об установке памятного камня с названием своей деревеньки Гнилищи… Остается славное Подвишенье, подступавшее коттеджами к стадиону «Электрон».

Стадион любили, да позабыли, но даже когда он превратился в заброшенный пустырь, всё же была надежда, что когда-нибудь, в лучшие времена...

Между прочим, примерно такая же иллюзия тешит людей в отношении самого бывшего радиозавода, распроданного и распотрошенного на запчасти. Но никто не знает толком, да и мало кто интересуется, что там сейчас происходит. Частная собственность. Посторонним вход запрещен.

Первые сигналы

Год назад мы услышали удивительную новость: о стадионе вспомнили в контексте использования. Но не стадиона, а земельного участка, на котором он находится. В СМИ прошла информация, что губернатор Андрей Турчак упомянул о том, что на месте стадиона будет жилой квартал.

То есть сигнал о грядущих изменениях был подан, но вопросов у граждан тогда не возникло: кому продан участок, на котором находится стадион? На каких условиях? Как планы застройки соотносятся с действующими градостроительными нормами?

Самое интересное, что обещанная застройка на месте стадиона «Электрон» не могла появиться законным образом. В Генеральном плане Пскова, утвержденном в 2010 г. и постоянно критикуемом псковской строительной мафией (потому что не отвечает аппетитам частного бизнеса), в Проекте зон охраны, памятников истории и культуры г. Пскова, также невыносимом для любого амбициозного застройщика, и даже в новых Правилах землепользования и застройки 2013 года, почти полностью адаптированных к интересам частников-миллионеров, – во всех этих нормативных актах территория стадиона «Электрон» относится к рекреационной зоне спортивных сооружений, пляжей, туризма и природного ландшафта.

И для изменения этого статуса, для придания законности строительству жилья на территории стадиона надо вносить изменения сразу в ТРИ уже утвержденных градостроительных документа.

Панорама прибрежного ландшафта с видом на Троицкий собор и массив Мироносицкого кладбища от моста А. Невского. На первом плане – территория стадиона «Электрон». 2014 г. Фото: Владимир Никитин

А изменения могут вносить те, кто утверждал эти градостроительные нормы: Псковское областное Собрание депутатов, Псковская городская Дума, более чем чутко реагирующие на сигналы губернской власти. Публичные слушания у нас уже давно проводят формально, чиновники даже не скрывают, что рекомендации слушаний никак не влияют на уже принятые в кулуарах власти административные решения.

Уже год назад просматривалась уверенность инвестора (тогда – депутата областного Собрания Олега Брячака) в том, что все необходимые ему изменения в областные и городские правовые акты продавят однозначно, нет проблем. И процесс пошел.

Ещё до всяких законодательных изменений появились простенькие эскизы, где квадратно-гнездовым способом на месте стадиона были расставлены пятиэтажки (а может, и выше), плотно занявшие территорию от ул. Кузбасской дивизии до здания бассейна.

Для народа прозвучали умилительные обещания о том, что в квартале будет даже детский садик! Напротив бассейна!

Отмечу в скобках, что это место отнесено Правилами землепользования и застройки к санитарно-защитной зоне промышленного предприятия IV и V классов опасности. Никакие детские сады в таких местах невозможны, это опасно для здоровья детей. Однако власти, очевидно, готовы вносить изменения и в защитные зоны – нарисовать их подальше от садика, и нет проблемы.

Пока народ, который ходоки от инвестора толпой приводят на публичные слушания, стонет о плохих условиях жизни и внесенных за жильё авансах, этот народ можно обмануть. Продать ему быстро отработанное офисными клерками-проектировщиками (не архитекторами!), наскоро построенное, стандартное жилье в типовых домах. Главное – быстро, как говаривал торговец пивом в одной советской комедии.

Градостроительная совесть

Градостроительная практика и наука – часть мировой цивилизации. Градостроительство формирует людей, оно столь объёмно и сидит столь глубоко в подкорке, что у некоторых особей рождает в голове своеобразный бред, будто они тоже могут формировать градостроительство по своему усмотрению в собственных интересах. Путают величинность объективного мира и собственную значимость. Но вносить градостроительные изменения в сложившийся культурный ландшафт города – дело, требующее специальных знаний, умений, пониманий и, прямо скажем, совести.

В таких городах, как Псков, этапы допустимых градостроительных изменений осложнены множеством памятников архитектуры, которые находятся под защитой российского законодательства.

Когда в августе прошлого года разрабатывался проект зон охраны памятника архитектуры федерального значения, церкви Жен Мироносиц, прибрежная территория реки Великой с участком стадиона «Электрон» находилась в зоне охраняемого природного ландшафта. Любое новое строительство в этой зоне запрещалось, благоустройство территории и ремонт существующих зданий – разрешались.

По предложению областного комитета по охране объектов культурного наследия при большинстве голосов членов научно-методического совета было принято решение о перезонировании участка, на котором находится стадион, из зоны ландшафта в зону регулирования застройки.

Где регулирование – там и застройка, это было очевидно изначально. Коллеги-архитекторы согласились с тем, что на месте стадиона может быть застройка, но будет ли это возрождение стадиона в новых архитектурных формах или жилой квартал – эти функции проектом зон охраны не назначаются. Это дело в первую очередь Псковской городской Думы и администрации города Пскова.

А вот высоту возможной застройки проект регулирует, исходя из тех реалий, которые сложились на конкретной территории. А эти реалии – это излучина реки Великой, характер полого-волнистого рельефа с пригорками и оврагом, зеленый массив Мироносицкого кладбища и, наконец, широкая видовая панорама на Троицкий собор – главный символ Пскова.

Подтрибунные помещения, в которых проводилась и легендарная «Шиповка юных», выглядят как после войны. Фото: Тимур Галимов

После ряда исследований выяснилось, что застройка стадиона не нанесет вреда панораме с памятниками только при условии её высоты до 11 метров от существующего уровня земли. Тогда вид на собор с правого берега Великой, от моста А. Невского сохранится, как и визуальная связь между церковью Петра и Павла Сереткина монастыря и Троицким собором.

Небольшое увеличение высоты, на 15%, разрешено вдоль ул. Кузбасской дивизии, на пересечении ее с ул. Народной. Псковское областное Собрание депутатов согласилось с этими нормативами и утвердило их в 2015 году.

Итого: застройка на территории стадиона допустима примерно до трех этажей или двух с мансардой. Другие ограничения касаются благоустройства, озеленения, высоты ограждений и внешнего вида зданий.

Для возрождения спортивных функций стадиона и возможного строительства спортивных сооружений вносить изменения в Правила землепользования и застройки не требуется.

Для строительства жилья требуется перезонирование рекреационной зоны в зону малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки, внесение изменений в Правила.

Изменение же зоны отдыха и спорта на жилую зону проводятся через процедуру публичных слушаний, без них перезонирование будет незаконным.

Частно-государственная ломка

Стадион и квартал жилой застройки слишком различаются по функциям, это очевидно всем. И вопрос о том, нужен городу спортивный комплекс или жилой квартал на его месте, должен решаться на уровне государственного подхода к нуждам города и его жителей.

Частное лицо не должно решать судьбы городских территорий, тем более территорий отдыха и занятий физической культурой, на то оно и частное лицо со своими амбициями и проблемами. Почему частное лицо легко манипулирует законодательной, представительной и исполнительной властью Псковской области, города Пскова, преследуя свои частные интересы, намереваясь принести в жертву интересы жителей Пскова?

К слову, год назад президентом РФ было настоятельно предложено ввести в школьные программы спортивную подготовку, комплекс ГТО («Готов к труду и обороне!» – советский лозунг), которые дадут выпускникам дополнительные очки при поступлении в высшие учебные заведения. Что же мы видим в Пскове? Школьные спортплощадки – никакие, домовых уже почти нет, на два стадиона в центре города почти никто не бегает готовиться к труду и обороне. А существующий и ещё вполне годный для использования стадион готовят к уничтожению вместо того, чтобы привести его в порядок.

Единственный стадион на Завеличье может оказаться жертвой частно-государственной ломки. И это совсем не тот случай, когда строительство нового на месте сломанного старого вызывает одобрение.


Автор - председатель Псковского областного отделения ВООПИиК, искусствовед

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.