Статья опубликована в №34 (756) от 09 сентября-15 сентября 2015
Политика

Грядет девятый вал

По данным Следственного комитета, исполнителями нападения на журналиста Олега Кашина, как и организаторами, стали представители холдинговой компании «Ленинец», что в Санкт-Петербурге
Денис Камалягин Денис Камалягин 09 сентября 2015, 11:05
Грядет девятый вал

Арест руководителя АО «Заслон» может стать ключевым в раскрытии нападения на Олега Кашина. Фото: «Коммерсантъ»

Заказчика правоохранительным органам осталось даже не вычислить, а угадать. Суть, конечно, вовсе не в способности, а в желании угадать: когда дело касается персон с повышенным уровнем скреп, в России люди привыкли не надеяться на торжество закона. В ночь с 6 на 7 сентября Олег Кашин на сайте kashin.guru сообщил о фактическом раскрытии дела о покушении на него. Его текст под названием «Три миллиона триста тысяч рублей» (столько организатор заплатил исполнителям за покушение) резко поднял упоминаемость Псковской области в федеральных СМИ.

Буквально через день материалы следствия, оказавшиеся в распоряжении журналистов, подтвердили слова Кашина (который может пользоваться материалами в особом режиме и принимал участие в опознании преступников): оказалось, что задержаны два из трёх исполнителей преступления – как и указывал на своём сайте Кашин, это Данила Веселов, работник службы охраны на АО «Заслон» (входит в ХК «Ленинец»), и Михаил Кавтаскин, сотрудник охраны того же предприятия. Входящего в ХК «Ленинец». Основной нападавший – избивавший Олега Кашина арматурой Вячеслав Борисов – пока что в розыске. Работает (точнее, видимо, работал) он там же, охранником на предприятии «Механический завод», который входит в состав АО «Заслон», что принадлежит холдингу «Ленинец».

Арестованный год назад Александр Горбунов, которого следствие называет организатором покушения на убийство, - руководитель АО «Заслон». Которое, напомним, принадлежит холдингу «Ленинец».

Так получилось, что ХК «Ленинец» весьма стойко ассоциируется не только с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, а почти со всеми ключевыми менеджерами администрации региона. Да и не только региона: например, сенатор Совета Федерации от Псковской области Александр Борисов в своё время был заместителем генерального директора по управлению недвижимостью «Ленинца»

Конечно, задавать вопросы в такой ситуации можно, а давать ответы пока нет, но следствие уже официально назвало причину избиения Кашина: «Господин Горбунов решил отомстить журналисту за то, что тот в переписке оскорбил его знакомого — губернатора Псковской области Андрея Турчака», - цитирует материалы дела «Коммерсантъ».

Вообще, в федеральных СМИ какая-либо блокировка на упоминание имени псковского губернатора в контексте раскрытия дела о нападении на Олега Кашина явно отсутствовала, что для похожих случаев весьма нехарактерно. Вот уже и ТАСС цитирует пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который комментирует возможность отставки Андрея Турчака с поста главы региона. Правда, Песков в лучших традициях Пескова смог ничего не ответить по существу, объяснив, что не интересовался у Владимира Путина вопросом отставки Турчака. Он также не смог ответить на вопрос, «есть ли у президента России какие-то личные отношения с Турчаком или с его отцом».

Ну не смог и не смог. Дело не в этом. Администрация Псковской области и непосредственно губернатор тоже на вопросы журналистов не отвечают: «Псковской губернии» пресс-секретарь губернатора Оксана Ширан ответила «как всем»: «Эту информацию мы не комментируем. И не планируем». По словам Ширан, во вторник, 8 сентября, Турчак находился в Пскове: работал. В среду, 9 сентября, он отправится с рабочей поездкой на юг области: в Куньинском районе в выходные будут выбирать районное Собрание, «рабочий визит» губернатора в таких случаях крайне необходим.

Что будет дальше – пока понять достаточно сложно: как принято в таких случаях, стороны на определённый период занимают «позицию страуса», чтобы сформировать официальную позицию, какой бы она ни была: «Это не я», «Они в отпуске», «Жена подарила» - неважно.

Олег Кашин распространил информацию об исполнителях (дав, таким образом, общественности возможность рассуждать об очевидности персоны заказчика) достаточно быстро – не дав эту позицию сформировать заранее. Вот когда Алексей Навальный выводил в свет информацию о вилле Турчака в Ницце, информация об имеющемся компромате была известна в администрации Псковской области как минимум за несколько дней до публикации. Тогда губернатор «вдруг» побежал, фактически впервые, давать крупное развернутое интервью в самое популярное интернет-издание региона. Где «вскользь» рассказал и о Ницце, и о доходах, и так, о жизни.

С одной стороны, эффект неожиданности в случае с «делом Кашина» оказался важным с точки зрения придания гласности, с другой – в таких случаях всегда есть возможность сделать фальстарт. Как написал на своей странице в «Фейсбуке» политолог Евгений Минченко, «СКР [Следственный комитет России] очень не любит, когда происходят незапланированные сливы. Это Кашин зря впереди паровоза». По мнению Минченко, «версия будет такая: «охранники сидели в Интернете, увидели, как кто-то полоскает их кумира, который, как известно, «мастер спорта СССР по дзюдо международного класса и эффективный антикризисный менеджер», сочли, что их чувства оскорблены, и решили отомстить кощуннику».

Похожую версию по выводу Турчака из-под ответственности – в случае если СК РФ примет решение о его непосредственной причастности к делу – «Псковской губернии» озвучил и сам Кашин: «Есть такое выражение - эксцесс исполнителя. В наших реалиях так звучит самая стандартная отмазка в заказных убийствах, когда следствие делает вид, будто условный Заур Дадаев неправильно понял своих начальников и убил условного Бориса Немцова за его позицию по «Шарли Эбдо».

Журналист Олег Кашин.

По мнению Олега Кашина, раскрытие дела (которое, как он честно признается, его очень удивило) произошло по большей степени случайно. «Эксцесс исполнителя - он бывает и по другую сторону Уголовного кодекса. Да, решения в политических делах в России принимает Кремль. Но не Кремль занимается прикладной криминалистикой, что называется, на земле. Преступников ловят сыщики, это их профессия. Иногда сыщики не знают, что ловят кого-то, кого ловить не положено. В обычной ситуации происходит так, что сыщик добывает какой-то материал, отдает его начальству, а начальство спрашивает у Кремля, что делать. И вот представьте, что здесь эксцесс исполнителя. Следователь - посторонний для моего дела, человек не в теме, человек, расследовавший вообще совсем другое дело, дело Горбунова, - вдруг раскрыл мое дело и, не подумав, сделал то, чего требует от него закон и опыт. Преступник пойман, обвинение предъявлено, все в порядке. Дальше люди во власти будут паниковать и орать на следователя – мол, что ты наделал! - но отыграть назад им будет труднее. Понимаю, что моя версия романтическая, но мне она представляется более убедительной и чем «борьба за «Ленинец»», и чем «борьба кремлевских башен»», - предположил он.

Да, некоторые «анонимные источники» родом из «Ленинца» уже попытались свернуть тему на борьбу за активы крупного холдинга, работающего в сфере военно-промышленного комплекса и имеющего немалые обороты. Дескать, и Горбунов чуть ли не на другие финансовые группы последнее время работал (не на бывшего ли начальника Анатолия Сердюкова, нет?). С одной стороны, это кто у нас будет жаловаться на рейдерский захват, основные бенефициары «Ленинца»? Ну уж увольте.

С другой – один из исполнителей, как и организатор, уже дал признательные показания. Их заставили? Ладно. Но одного из них Олег Кашин опознал.

Сейчас от комментариев отказываются не только представители власти, но и коммерческие структуры, аффилированные с ХК «Ленинец». Хотя ещё недавно АО «Заслон», сразу после ареста Горбунова, пытался восстановить имидж. После публикации в «Псковской губернии» материала «Эффект Горбунова» [ 1] в редакцию обратилось пиар-агентство «СТЕМ», которое занималось продвижением «Заслона», с предложением внести ясность в деятельность предприятия и ответить на все вопросы. Заодно рассказать про участие предприятия в выставках и про вручение дипломов за подписью вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Мы воспользовались возможностью и задали несколько вопросов, в частности, являлся ли г-н Горбунов на тот момент руководителем организации, имеет ли арест Горбунова отношение к делу по нападению на журналиста О. Кашина, опровергал ли г-н Горбунов официально свои слова о причастности г-на Турчака к делу об избиении О. Кашина, с какого момента «СТЕМ» сотрудничает с АО «Заслон» и не только.

Нам никто не ответил.

Сейчас АО «Заслон» со страницы клиентов фирмы «СТЕМ» удален, во всяком случае ссылка на интернет-страницу уже не существует.

К сожалению, информации о расследовании, о реакции властей и аффилированного бизнеса по-прежнему мало. Но тот факт, что информацию удалось придать огласке, уже по крайней мере удивителен, да и прошло всего-то два дня. Тем более что федеральные коллеги не исключают, что в ближайшие несколько дней на федеральном уровне могут прозвучать некие «заметные высказывания».

 

* «Грядёт девятый вал» - строчка из песни Б. Гребенщикова «Губернатор»

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.