Регион

Дело Александра Кузнецова. Неделя седьмая

Бывшая замглавы администрации Пскова стала первым свидетелем защиты
Павел ДМИТРИЕВ Павел ДМИТРИЕВ 01 ноября 2019, 16:10

Седьмая неделя процесса по обвинению бывшего вице-губернатора Псковской области Александра Кузнецова в получении взятки ограничилась одним судебным заседанием длиной в пару часов. Суд успел выслушать показания трёх свидетелей: ради двоих из них вскрыли конверт с документами, которые главный свидетель обвинения Евгений Очнев принёс в 2018 году в УФСБ.

Кто и зачем снимается с торгов

Светлана Исекеева была заместителем главы администрации города Пскова, параллельно возглавляла управление по строительству и капремонту, ещё раньше работала в УКСе и стройтехнадзоре. В общем, и документы готовила, и в роли заказчика выступала – в области закупок она специалист.

Свидетель рассказала, как документы для торгов готовятся и как их размещают на электронной площадке. Ещё она говорила, что в её практике часто случалось, что подрядчик сначала на торги заявлялся, проходил во второй этап торгов, но затем не делал шагов по уменьшению цены. Был даже такой случай, что сразу 17 фирм первоначально заявились на торги, а цену сбивали всего две-три.

Исекеева объяснила это тем, что участники отсылают документы на максимальное количество торгов, а потом уже смотрят по обстоятельствам: выиграли где-то конкурс, значит, на других уже цену не снижают, то есть фактически с торгов уходят. При этом в УФАС, если брать торги по Пскову, большинство снятых с торгов участников, по словам свидетеля, не жаловались.

Ещё бывшая замглавы администрации Пскова посетовала, что строительство объектов приходится делить на очереди из-за недостатка финансирования. А это плохо, к примеру, из-за гарантийных обязательств. Их вроде как несёт тот, кто достраивал объект, что не особенно честно, если он пришёл на стройку уже третьим, к примеру. Исекеева добавила, что из-за этого фирмы не идут на торги, где изначально работали не они, если им удаётся выиграть другие торги.

Человеческий фактор

Свидетеля, как и других бывших и нынешних чиновников, спросили, как бы она охарактеризовала Александра Кузнецова. Она рассказала, что познакомилась с ним примерно в 2009 году. Кузнецов умел принимать решения, он ответственный, перечислила Исекеева. Она отметила у бывшего вице-губернатора отсутствие снобизма и чванства. Бывает, что есть просто человек, а есть человек-начальник. Так вот Кузнецов – просто человек, отметила она.

Светлана Исекеева. Фото: пресс-служба ОМСУ города Пскова.

Ещё она рассказала, что приезды Кузнецова на строительство школы в Борисовичах не раздражало рабочих: он часто подходил к ним и спрашивал, что нужно для стройки. А когда на объекте приступили к отделочным работам, и в школе появилось много женщин, то по инициативе вице-губернатора их приехал и поздравил с 8 марта губернатор Псковской области, вспомнила свидетель.

Подсудимый спросил у Исекеевой, как объекты делят на этапы и можно ли их соединять. Она объяснила, что заказчик имеет право поделить объект на этапы. Но на каждый этап нужно заключение госэкпертизы. Без этого поделить стройку на этапы произвольно власти не могут. А вот если у них неожиданно появились лишние деньги, то заказчик вполне может объединить два этапа строительства. И два заключения госэкспертизы приложить.

Прокуратура уточнила у свидетеля, кто должен проверять заявки участников торгов. Она ответила, что если большой загрузки нет, то сотрудники комитета по закупкам. Если загрузка большая, то можно отдать на проверку заказчику строительства. Но затем сотрудники закупочного комитета проверяют выводы заказчика. Исекеева ни разу не сталкивалась, чтобы документы на проверку отдавали участнику торгов. И даже не знает, прописано ли это в законе.

Суд спросил у Исекеевой, бывало ли, чтобы она узнавала о том, кто участвует в торгах. Обычно нет, ответила та, но есть человеческий фактор. Подрядчик мог в разговоре рассказать, куда он подал документы. При этом в любом случае не понятно, у кого какая заявка: все они под номерами, уточнила Исекеева.

В 2008 году – есть, а в 2012 - нет

Ещё двух свидетелей по смыслу можно объединить: Наталья Бич и Алексей Смирнов работали в доме у Кузнецовых, когда они его только купили. Наталья делала здесь разводку для холодной воды, Алексей – разводку тёплых полов и устанавливал радиаторное отопление.

Наталья Бич сказала, что работала в доме примерно в феврале-марте 2012 года, поскольку ещё был снег. Она вспомнила, что дом был «пустой». Ни лестниц, ни межкомнатных стен: дом для проживания был непригоден. Для горячей воды вообще не было оборудования, даже котла не было.

Алексей Смирнов познакомился с Кузнецовым ещё в институте. Он рассказал, что делал монтаж системы отопления в доме. Защиту больше всего интересовали тёплые полы в доме у Кузнецова, свидетель сказал, что монтировал их сам. При этом в некоторых других домах в посёлке он видел тёплые полы, сделанные подрядчиком.

Обоим свидетелям продемонстрировали акты сдачи дома. Часть из них достали из конверта, в котором хранится исполнительная документация, с которой Евгений Очнев пришёл в УФСБ в 2018 году. Свидетели подтвердили, что работы, указанные в актах, которые датированы 2008 годом, даже в 2012 году сделаны ещё не были.


Чтобы оперативно получать основные новости Пскова и региона, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме»«ВКонтакте»«Яндекс.Дзен»«Твиттере»«Фейсбуке» и «Одноклассниках»

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.